Менеджмент это умение организовывать процесс предоставления услуг, управлять им, контролировать и координировать с целью достижения наилучших результатов, используя материально-финансовые ресурсы производств. Понятие менеджмента вошло в национальную науку и практику в 90 годах, хотя в народном хозяйстве процессы профессионального управления всегда имели место.
Во времена существования плановой экономики действовала командно-административная модель хозяйствования, исключала предпринимательскую инициативу, свободный маневр.
Поворот к рыночной модели хозяйствования создал основания для пересмотра науки управления, перехода к науке менеджмента, что предполагает не только текущее руководство, но и постановку цели, продуманную мотивацию; не администрирование, а разработку стратегии производства, свободную предпринимательскую бизнес-инициативу. Недаром в зарубежной научной литературе слова «менеджмент» и «бизнес» очень часто стоят рядом.
Рациональное планирование.
Таким образом, менеджмент это рациональное планирование, организация и управление деятельностью предприятия с целью получения максимальных конечных результатов. Менеджерами туризма называют людей, которые осуществляют организацию и управление деятельностью туристической фирмой, турагентствам или туроператор (Например, Туроператор Библио Глобус или Туроператор PEGAS Touristik).
Задача менеджера, как и задачи менеджмента в целом, всегда является двуединым.
С одной стороны - это производство качественного продукта, отвечающего потребностям и интересам потребителя, с другой, получение максимальной прибыли для производителя. Менеджер по туризму должен овладеть наукой управления, иметь соответствующую квалификацию. Поэтому под словом «менеджер» понимают не только профессионального управленца, но и личность, которая прошла соответствующую квалификационную подготовку. Мировоззренческая концепция специалиста базируется на принципах гуманизма, общечеловеческой морали, уважения к людям, предполагает сочетание ценностной ориентации человека открытого общества с патриотизмом.
Специалист (менеджер) по турам должен уметь анализировать окружающую действительность и действовать, опираясь на основные законы и принципы философии, социологии, этики и эстетики, права, экологическое сознание.
Обязательным требованием к менеджеру-руководителю любого уровня является высокая личная культура, знание истории и культуры своего народа, своего города, усвоение достижений мировой цивилизации, безупречное владение родным языком и умение свободно разговаривать как минимум двумя иностранными языками в рамках профессионального общения, что особенно важно для специалиста туристической отрасли. На формирование мировоззрения и высокой общей культуры специалиста направлены знания в области целого ряда естественных и гуманитарных дисциплин.
Целью подготовки.
Достижение будущим специалистом по турам или билетам, явно определенного уровня профессионализма, то есть, способности компетентно выполнять функциональные обязанности (Например, найти и забронировать тур для клиента или всегда знать цену на авиабилет и т.д.), уровня мастерства, который соответствует сложности выполняемых задач.
Достичь определенного уровня профессиональной компетентности и культуры может каждый. Логико-информационное мышления специалиста предполагает выработку аналитического подхода к решению управленческих и производственных проблем, умение систематизировать ее обрабатывать информацию, моделировать ситуацию и действовать соответственно логике ее развития.
Логико-информационная подготовка специалиста предопределяется изучением предметов математического и информационно-статистического блоков и предусматривает также овладение современными средствами получения и обработки информации, автоматизации процессов управления. На этапе организационной подготовки начинается цикл производственной практики: учебной, технологической, менеджерской, что завершается преддипломной практикой специалиста.
Дипломная работа, где будущий специалист демонстрирует умение анализировать, выделять проблему, ставить перед собой творческие задачи и определять условия и средства, необходимые для их решения, является итогом курса профессиональной подготовки и дальнейшего профессионального становления.
Известно, что развитие профессиональной культуры специалиста в сфере туризма происходит в процессе его самопознания и самосовершенствования. Непрерывное профессиональное развитие является потребностью времени в условиях современного рынка труда. Поэтому, важно осознать, что остановка в профессиональном развитии или просто недостаточное внимание к овладению современными методами работы и информацией о новые формы и направления туристической деятельности приводят к значительных материальных и моральных потерь в этом бизнесе.